Горячие битумные мастики
Алфавитный указатель:
1-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Горячие битумные мастики представляют собой смесь сплава кровельных битумов БНК-2 и БНК-5 (ГОСТ 9548—60) с волокнистым или пылевидным наполнителем
Для улучшения свойств битумных мастик в их состав вводят резиновую крошку, полученную из отработанной резины. Такие мастики получили название битумно-резиновых
При смешивании битума с резиной в результате органического сродства компонентов и их физико-механического взаимодействия получается новый однородный материал, выгодно отличающийся от битума. При этом повышается температура размягчения и снижается температура перехода в хрупкое состояние. Одновременно улучшается вязкость в состоянии расплава, удельное объемное расширение и водонепроницаемость — важные свойства 'практического применения битумов.
Битумно-резиновое покрытие обладает пластическими свойствами и при различных деформациях не испытывает больших напряжений, что благоприятно сказывается на долговечности материала. Легкие масляные фракции битума при введении резины не испаряются, а входят в резину за счет ее частичного набухания, что оказывает стабилизирующее действие на битум.
Наполнитель в горячих битумных и битумно-резиновых мастиках может быть: волокнистый — асбест 7-го сорта (ГОСТ 12871—67) с влажностью не более 5%, проходящий через сито размером ячеек 2—3 мм; пылевидный — тонкомолотый тальк, мел, диатомит, трепел, известняк и другие материалы с влажностью не более 3%. Тонкость помола пылевидного наполнителя должна характеризоваться полным проходом через сито с 920 отв./сл*2.
Волокнистый наполнитель имеет небольшой удельный вес и поэтому оседает в мастиках в меньшей степени, чем пылевидный, что важно при хранении и транспортировке мастик.
Приготовление битумных и битумно-резиновых мастик. Горячие битумные мастики готовят в заводских условиях на централизованных установках ( 1) строительных трестов или, при небольших объемах работ, непосредственно на строительных площадках в варочных котлах, которые подогреваются огнем или электричеством. В котлах установлены лопастные мешалки (с 30—40 об/мин) для перемешивания материалов, составляющих мастику.
Битумно-резиновые мастики следует готовить только в специализированных цехах, оборудованных смесителями типа Вернера или бптумоварочными котлами с перемешивающими устройствами и шестеренчатыми насосами.
Горячие битумные и битумно-резиновые мастики готовят следующим образом.
Сначала в котел загружают более легкоплавкий кровельный битум марки БНК-2, который обезвоживают при температуре 105—110°С. Затем загружают битум БНК-5 и при непрерывной работе лопастной мешалки температуру битумного сплава доводят до 160— 180°С.
Чтобы битумное вяжущее не вспенивалось, в процессе варки рекомендуется добавлять на котел 2—3 капли пеногаснтеля марки ПМС-200 (полиметилсилоксановая жидкость). При этом время приготовления битумного вяжущего уменьшается в 2—3 раза и одновременно улучшаются условия труда.
Если температура размягчения битумного вяжущего при определении будет выше рекомендуемой, то в сплав добавляют битум марки БНК-2, а если ниже — битум марки БНК-5.
В битумное вяжущее, достигшее температуры 160—180°С, при работе лопастной мешалки постепенно вводят наполнитель, который засыпают отдельными порциями через сито с ячейками размером 4X4 мм. Сито установлено над загрузочным люком котла.
Количество загружаемого наполнителя в каждой порции составляет примерно треть или четверть от расчетного.
Если во время загрузки наполнителя поднимается пена, следует прекратить его засыпку до понижения уровня пены в котле. После этого наполнитель можно вводить снова.
Чтобы получить битумно-резиновую мастику, готовят битумное вяжущее с температурой размягчения, указанной в табл. 2, и доводят температуру его до 200—210°С. Затем в смеситель или котел вводят предварительно подогретую до 65—70°С резиновую крошку и в течение 40—45 мин помешивают лопастной мешалкой. Шестеренчатый насос при этом рециркулирует состав и придает ему более гомогенный вид.
В приготовленный битумно-резиновый состав через сито с ячейками размером 2—3 мм вводят подсушенный асбестовый наполнитель.»После загрузки последней порции наполнителя продолжают варку мастики (при температуре 180—200°С и при постоянной работе лопастной мешалки) до получения однородной смеси битумно-резинового вяжущего и наполнителя и полного оседания пены. Нагревать битумные и битумно-резиновые мастики выше 220°С запрещается.
Готовые горячие битумные и битумно-резиновые мастики следует транспортировать к объектам потребления в специальных автогудронаторах или агрегатах, оборудованных устройствами для перемешивания мастик.
Подают мастики на крышу различными установками и механизмами.
Пневматическая установка подачи мастик на кровлю ( 2) состоит из рамы / на полозьях для удобства передвижения в пределах строительной площадки, на которой устанавливается расходная емкость 2, а при небольших объемах работ — мастиковарочный котел с тепловой изоляцией и огневым обогревом.
Расходная емкость (котел) в нижней части имеет патрубки с сетками 3, через которые соединяется трубами 4 с напорным баком 6. На соединительных трубопроводах есть пробковые краны 5 для регулирования подачи мастик; компрессорная установка соединяется с напорным баком трубопроводом для сжатого воздуха 8, на трубопроводе устанавливается вентиль 9 для регулирования подачи воздуха в напорный бак. Топка расходной емкости (котла) 10 с форсункой 7 заканчивается дымовой трубой И, которая вваривается в напорный бак. Труба .поднимается в виде -стояка на 1—1,2 м выше уровня крыши, что создает дополнительную тягу топочным газам. В нижней части напорного бака устанавливаются сетка и патрубок, к которому приваривается или присоединяется на фланце напорный трубопровод 12 для мастики.
Чтобы поддержать снаружи мастикопровода высокую температуру, его располагают внутри дымовой трубы и только на уровне крыши выводят на кровлю и устанавливают «а конце пробковый кран 13 для регулирования выпуска мастики в транспортные .приборы. Контролирует давление на напорном баке манометр 14. На нагнетательном мастикопроводе в нижней его точке вваривается грязевик с заглушкой 15, через который спускают остатки мастики и песка.
На напорном баке устанавливаются предохранительный клапан 16, пробка для проверки уровня мастики 17, кран или вентиль для выпуска сжатого воздуха 18.
В расходную емкость 3 загружается мастика и одновременно включается огневой обогрев. При достижении мастикой температуры 180—200°С открывается кран 5 и заполняется напорный бак 6. Кран 5 закрывается, а кран подачи сжатого воздуха 9 открывается. Для забора мастики на крыше открывают кран 13.
После расходования мастики закрывают краны 9 и 13 и открывают кран 18. Когда воздух выйдет, кран 18 закрывают и открывается кран 5. Цикл повторяется.
Для перевозки установку разбирают на отдельные узлы, отсоединяя дымовую трубу, напорный трубопровод и компрессор.
Используется установка для подачи горячих мастик на высоту до 35 м, но можно ею подавать и холодные мастики. В этом случае топка и дымовая труба не нужны. Производительность установки — до 5 т мастики в смену.
Транспортируют горячие мастики специальной установкой ( 3). Подающий трубопровод находится внутри обратного трубопровода и подогревается теплом битума, идущего по кольцевому пространству обратно в котел. Трубопровод обратной подачи битума подогревается до температуры 160— 180°С электротоком напряжением 60 В от сварочных аппаратов. Емкости (котлы), насосы, трубопроводы теплоизолируются. Расходные емкости устраивают с подогревом. Установка работает непрерывно. Для создания необходимого напора мастики у разборного крана живое сечение подающей трубы делают на 25—40% больше, чем возвратной.
Трубопроводы, насосы, регулирующую н запорную арматуру по окончании работ, при длительных перерывах промывают и очищают от остатков мастики. Установки подачи горячих и холодных битумных и битумно-резиновых мастик промывают дизельным- топливом или соляровым маслом, а установки подачи мастики на водной основе — водой и периодически растворителем. Запорную и регулирующую аппаратуру после промывки и очистки смазывают графитовой или другой смазкой. Баки для промывки подсоединяются трубопроводами к тон же насосной установке, которая подает мастику.
При необходимости хранить мастику в застывшем виде в процессе остывания следует перемешивать ее, пока температура не снизится до 90—100°С, после чего перемешивание прекратить.
При разогревании остывшей мастики начинать перемешивать ее при температуре 100—120°С, а когда температура достигает 180—200°С, мастика считается готовой к употреблению.
Для повышения стойкости против гниения в мастики вводят кремнефтористый или фтористый натрий в количестве 4—5% от веса битумного вяжущего.
Если мастикой покрывают плоские кровли, то необходимо добавлять в нее вещества, препятствующие появлению растений— монурон (СТУ 12—10—34—64) или снмазин (МРТУ—6— 01—45—65) в количестве 0,3—0,5%, или аминную соль — 2,4Д (МРТУ 6—01 —154—67) 1—1,5% от веса битумного вяжущего.
Антисептированные мастики готовят только в заводских условиях и с соответствующими предосторожностями.
Пригодность к употреблению горячих битумных и битумно-резиновых мастик необходимо контролировать испытанием (согласно ГОСТу 2889—67) в лаборатории на заводе или на стройке.
Основные свойства горячих битумных и битумно-резиновых мастик. Горячие битумные и битумно-резиновые мастики имеют определенную температуру размягчения (см. табл. 1, 2), кроме того, они должны быть однородны, т. е. не иметь видимых частиц наполнителя, не покрытых вяжущим, посторонних включений и примесей, а при нагревании до 100°С качественные мастики не вспениваются и сохраняют свою однородность.
Мастики считаются пригодными к употреблению, если они отвечают основным требованиям по показателям:
а) теплостойкости — если при склеивании двух образцов пергамина толщиной слоя мастики 2 мм мастика в течение 5 ч под углом 45° не сползает и не вытекает:
в) склеивающей способности — при расщеплении или разрывании двух склеенных кусков пергамина при температуре 18±2°С расщепление или разрыв происходит по материалу-пергамину.
Применяются горячие битумные и битумно-резиновые мастики для приклеивания различных строительных материалов и, главным образом, для устройства мастичных и рулонных кровель, при этом учитывается район строительства и уклон кровли